Старинный город Саратов известен не только благодаря мелодичной песне об огнях и любви к женатому парню, но и своей неповторимой архитектурой. Впрочем, и история этого города занимает достойное место в истории России.

Начало своей истории этот славный российский город начал в 1590 году во времена Федора Блаженного. Примечательно, что на месте будущего города раньше находилось стойбище Золотой Орды. Вот так, на месте вражеского оплота появилась крепость. Может быть, благодаря этому, в архитектуре города нет-нет да проскакивают восточные мотивы. Хотя, тоже стойбище тоже не появилось на пустом месте, ведь еще в глубокой древности здесь были поселения, относящиеся ко времени бронзового века, что очень красноречиво говорит о том, что место это издревле притягивало людей.

Дальнейшая история города не менее насыщена событиями. Так, в 1614 году все деревянные постройки Саратова были уничтожен огнем, а уже в 1617 году он был отстроен заново. Город постоянно находился в кольце далеко недружественных племен. В 1674 году он был перенесен, дабы укрепить обороноспособность. Надо ли говорить, что Саратов выживал в условиях непрекращающихся набегов разбойников всех мастей - от кочевых племен, до казацкой вольницы. Огнем и мечом по нему прошлись Степан Разин и Булавин.

Троицкий собор

Троицкий собор
Троицкий собор


Свято-Троицкий собор

Именно к этому времени относится возведение одной из жемчужин Саратова - Свято-Троицкого собора. При его проектировании в стиле московского барокко, для той эпохи, конечно, были реализованы достаточно смелые и новые идеи, что пошло только на пользу данному памятнику архитектуры. Собор пережил несколько реконструкций и даже пристройку (колокольню). Как и многие церковыне постройки в советское время использовался и под склад и под мастерские.  Эксперты считают, что данная постройка является одной из самых старых (из сохранившихся) на волжских берегах между городами Астрахань и Казань.


Свято-Троицкий собор

Дом причта Казанской церкви

Другое старинное церковное здание тех лет тоже имеет довольно интересную историю, хотя с точки зрения архитектуры намного уступает Собору. Это Дом причта Казанской церкви. К сожалению, время не слишком пощадило эту постройку. Интересна же она тем, что согласно некоторым старинным источникам, первоначально это была небольшая деревянная церковь, которую разобрали и перенесли на другой берег Волги, где она и сгорела во время одного из самых сильных пожаров, охвативших весь город. Однако, на том же самом месте была возведена каменная церковь.

Казанская церковь Саратова
Казанская церковь Саратова

В начале XIX века здание вновь выгорает. Полное восстановление было завершено лишь 1911 году. Последний удар был нанесен этому многострадальному строению в 30-е годы прошлого века. В результате от некогда прекрасного здания уцелела лишь небольшая пристройка.


Дом причта Казанской церкви

Вздохнуть от постоянной угрозы разорения город смог только при Петре I. Это стало возможным не только благодаря усилению гарнизона и армейской реформе, но и постройке новых оборонительных сооружений.

Наиболее сильное развитие город начал в 1747 году, когда Саратов стал, по сути, перекрестком торговли солью и рыбой. В 1766 году началась новая веха в истории города, которая наложила отпечаток на его архитектуру - город стал центром управления немецкими колонистами.


Старый Саратов

Следующим важным этапом в развитии города и его архитектуры можно назвать становление Саратова как столицы Саратовской губернии в 1780 году и как центра Саратовского наместничества в 1780 году (через 6 лет после изгнания из него войска Емельяна Пугачева). Именно с этого времени начинается бурное развитие города и, как следствие, строительства  большого количества каменных зданий. В городе открывается народное училище, открывается больница, типография, а немного времени спустя гимназия, театр и соборы. Примечательно, что строительство велось по специально разработанному плану, рассчитанному аж на сто лет. В нем было распределение мест не только для строительства общественных, но и жилых зданий.

Гостиный двор
Гостиный двор

Также, Саратов становится неофициальной столицей поволжских немцев, благодаря чему в архитектурный облик города постепенно привносятся некоторые черты псевдоготического стиля.


Гостинный двор

После победы в Отечественной войне 1812 года в Саратов было сослано большое количество пленных французских солдат и офицеров. Многие из них впоследствии так и остались здесь, внеся свою небольшую лепту в архитектурный облик города.

Храм Александра Невского

Как напоминание о событиях тех лет в городе был построен Александро-Невский Кафедральный собор (Храм Александра Невского). К сожалению, время не пощадило этот памятник архитектуры, но, по многочисленным свидетельствам того времени, это было одно из прекраснейших зданий Саратова. Состоял он, по сути, из двух сооружений - самого Собора и колокольни. Первый проектировал В.П. Стасов, а вторую - Г.В. Петров. Это были не первые проекты. До этого был предложен совершенно иной вариант архитектором В.И. Сурановым. Он был отклонен из-за посредственности. Саратов, чья слава и развитие росли ускоренными темпами, нуждался в храме под стать своим устремлениям. Полное завершение Храма несколько затянулось по двум причинам - воровство губернатора и ошибки в расчетах, из-за которых в 1822 году рухнул свод. Завершить строительство во многом удалось благодаря большим частным пожертвованиям. Эпоха социализма довольно жестко прошлась по замечательному памятнику архитектуры - в нем размещали клуб, планировали открыть летний театр, но, в конце концов, в 30-х годах просто снесли.  


Храм Александра Невского

В наше время в Саратове есть Часовня храма Александра Невского

Храм Александра Невского часовня нового времени
Храм Александра Невского - часовня нового времени

Храм Утоли моя печали

Храм "Утоли моя печали" был построен в 1906 году в виде часовни по проекту известного саратовского архитектора Петра Зыбина. Архитектура храма близка к стилистике Храма Василия Блаженного в Москве, цветными куполами и сложностью крыши. Русский стиль многочисленных кокошников с византийским налетом помпезности делает здание необычайно красивым. Часовня едва уцелела в годы Советской власти, использовалась как планетарий. Реконструкцию храма провели в 1965 году, в 1991 году здание передали Саратовской епархии.

 

Храм Утоли моя печали
Храм Утоли моя печали

 

В наши дни храм расположен на улице Волжская, 38

Храм Утоли моя печали в наши дни
Храм Утоли моя печали в наши дни

 

В последующие годы в Саратове появляются здания тюремного замка, полицейских участков, приходских училищ, публичной библиотеки, табачной фабрики, целого ряда заводов - от кирпичного до колокольного. В этих зданиях мы видим стилистику деяний московских архитекторов и русского барокко.

Здание фельдшерской школы Саратов
Здание фельдшерской школы

Здание фельдшерской школы сейчас
Здание фельдшерской школы сейчас

На фото видно, как изменялись здания с момента постройки до наших дней, какие элементы фасада добавлены или убраны, при сохранении прежней стилистики. На здании Публичной библиотеки Саратова сохранилась и первоначальная расцветка элементов здания, при этом окна второго и третьего этажей были объединены в одно целое, большое остекление.

Публичная библиотека
Публичная библиотека в старину

Публичная библиотека сейчас
Публичная библиотека сейчас

Дом князя Ивана Баратаева

Князь Иван Баратаев построил свой дом в классическом стиле в начале 19-ого века на пригорке, где когда-то проходил городской ров и вал городских укреплений. Дом получился высоким и заметным, с большим фруктовым садом. Здание, в котором и поныне живут люди, сохранилось в печальном виде.

Дом князя Ивана Баратаева
Дом князя Ивана Баратаева

Дом князя Ивана Баратаева в наши дни
Дом князя Ивана Баратаева в наши дни

Малая мельница Шмидта

В 1865 году купец И.И. Зейферт построил в Саратове паровую мельницу по проекту архитектора Алексея Салько. Глядя на это здание, горожане и стали называть здание консерватории хлебным элеватором, налицо явная схожесть стиля.

Малая мельница Шмидта
Малая мельница Шмидта

Малая мельница Шмидта в наши дни
Малая мельница Шмидта в наши дни

Доходные дома Сатова и Петрова - братья-близнецы.

Доходный дом купца Ф.А. Сатова был построен в начале 1870х годов по проекту архитектора П.М.Зыбина. Выстроенный в стиле Модерн, дом в начале 20-ого века был дополнен архитектурными резными барельефами, чтобы отличаться от доходного дома Петрова, так же построенного в Саратове.

 

Доходный дом Сатова
Доходный дом Сатова

Доходный дом Петрова
Доходный дом Петрова

Бельгийское общество устройства трамваев и электрического освещения

Комплекс зданий общества построен в конце 19-ого века архитекторами Зацепиным и Терликовым, и включал в себя склад, дизельную станцию, депо, управление, кузнечную мастерскую, вагоноремонтную мастерскую, больницу, общежитие, здание конторы. В наши дни в этом комплексе располагается "Саратовэлектрогортранпорт". Здание выстроено в смешанной стилистике русского барокко и модерна, по сути зародившегося стиля Эклектика.

Ансамбль зданий Бельгийского общества устройства трамваев и электрического освещения
Ансамбль зданий Бельгийского общества устройства трамваев и электрического освещения

 

В наши дни
Наши дни

Дом Фофанова

В конце 19-ого века купцы и чиновники активно застраивали участки города своими особняками, и чиновник Фофанов не стал исключением. Дом Фофанова деревянный, обложен кирпичом и раскрашен в духе основных зданий того времени, красный кирпич и белые углы, ростверки и окантовки окон. Архитектор Юрий Терликов.

Дом Фофанова
Дом Фофанова

Проект понравился так же мещанину П.П.Дубову и был построен второй такой дом на улице Кутякова, только без обкладки кирпичем, а с украшениями резными наличниками.

Дом Дубова
Дом Дубова

Дом статского советника Маврина

Дом статского советника Маврина выстроен в таком же русском стиле с добавлением элементов модного модерна и русского барокко, что характерно для зданий в Саратове конца 19-го века. Архитектор Алексей Салько. В наше время дом жилой, напротив находится дом-музей писателя Чернышевского.

Дом статского советника Маврина
Дом статского советника Маврина

Дом-музей писателя Н.Г. Чернышевского

Усадьба писателя была построена в начале 19-ого века в строгом классическом стиле с широкими балконами и треугольным портиком на колоннах. В 1920 году дом объявили национальным достоянием и сделали музеем великого писателя.

дом-музей писателя Чернышевского
дом-музей писателя Чернышевского

Детская больница имени Поздеевой

Дом детской больницы в Саратове, названный в честь жены купца Поздеева, занимавшейся благотворительностью. Умирая, Дарья Семёновна Поздеева завещала потратить все деньги на благое дело, что и было исполнено. Архитектор Владимир Владыкин, преподаватель ремесленного училища г.Саратова. Здание выстроенно в модном стиле русского барокко.

 

Детская больница имени Поздеевой в старину
Детская больница имени Поздеевой в старину

И по сей день это здание служит целям здравоохранения, там расположено Отделение 5-й детской инфекционной больницы.

Детская больница имени Поздеевой в наши дни
Детская больница имени Поздеевой в наши дни

Дом Тилло

Дом Тилло выстроен в мавританском стиле на тогдашней Большой кострижной улице в конце 19-ого века для купца Тюльпина, который спустя некоторое время продал этот дом вице-губернатору Адольфу Андреевичу Тилло. Небольшой дом с центральным куполом и двумя массивными башнями по краям был дополнен конюшней в дворе дома. После гибели бывшего губернатора Саратова, премьер-министра Петра Столыпина в этом здании создали музей имени Столыпина. После революции здание стало Домом Пионеров.

 

Дом Тилло в старину
 Дом Тилло в старину

 

В наши дни здание сохранилось в первозданном виде, в относительно благополучном состоянии, разве что утеряны центральный купол с шпилем и две купольных башенки на правой большой башне с входом.

Дом Тилло в наши дни
Дом Тилло в наши дни на улице Сакко и Ванцетти

Аптека Фридолина

Аптека Фридолина была построена в том же периоде конца 19-ого века, что и большинство сохранившихся до наших дней зданий, в стиле Барокко, с включением элементов классического стиля и модерна, поэтому здание причисляют к архитектуре Эклектика (смешение стилей). Фармацевт Фридолин первым осуществил анализ воды и продуктов в своей лаборатории. В советское время в этом здании находились отделы здравоохранения облисполкома и горисполкома.

 

Аптека Фридолина в старину
Аптека Фридолина в старину

 

В наши дни здание продолжает служить здравоохранению, в нем расположены аптека и различные магазины.

Аптека Фридолина в наши дни
Аптека Фридолина в наши дни

Особняк Константина Рейнеке

Особняк Константина Рейнеке был построен архитектором Федором Шехтелем в конце 19-ого века. Здание построено в набирающем силу стиле Эклектика, в облике фасада прослеживаются детали Модерна в изгибах над окнами, классические колонны, Романские строгие углы и полубочки, лепнина Барокко. Стены украшены майоликовыми панно, лепниной и коваными решетками.

 

Особняк Константина Рейнеке
Особняк Константина Рейнеке

 

В наши дни в этом здании расположен ГУЗ «Областной госпиталь для ветеранов войн» — Саратов, улица Соборная, 22

Особняк Рейнеке в наши дни
Особняк Рейнеке в наши дни

Особняк архитектора Петра Зыбина

Особняк архитектора Петра Зыбина был выстроен в 1901 году по собственному проекту владельца на участке, выделенном властями за работы по реконструкции железнодорожного вокзала и других работ. Стилистика дома содержит элементы Русского барокко и Модерна, что позволяет причислить здание к образцам Эклектики начала 20-ого века.

 

Особняк архитектора Зыбина
Особняк архитектора Зыбина

 

В наши дни в этом строении расположено Министерство молодёжной политики, спорта и туризма Саратовской области — Саратов, улица Киселёва, 76

Особняк архитектора Зыбина в наши дни
Особняк архитектора Зыбина в наши дни

Фабрика «Кизнер и Глок»

Фабрика «Кизнер и Глок» была построена известным архитектором Саратова - Юрием Терликовым в начале 20-ого века для предпринимателей братьев Кизнеров и Андрея Глока для производства колбасы. Строение выдержанно в стиле Неоготика, нехарактерного для застройки того времени в Саратове. В годы Советской власти здание национализировали и назвали "Красная Заря", а после окончания войны перепрофилировали на выпуск плавленных сырков.

 
Фабрика Кизнер и Глок
Фабрика Кизнер и Глок

В наши дни здание бывшей фабрики расположено на улице Октябрьская, 47. В архитектурном облике исчезли шпили с мансардных окон и элементы укрытия жестью наличников окон по фасаду после проведенного ремонта по восстановлению облика здания в 2010-х годах.

Фабрика Кизнер и Глок в наши дни
Фабрика Кизнер и Глок в наши дни

Особняк Скворцова

Особняк Скворцова - дом со Сфинксом на улице Григорьева,49 был построен одновременно с фабрикой Кизнеров и Глока в 1906 году для присяжного поверенного, адвоката и депутата местной Думы Александра Скворцова. Сфинкс на фасаде дома согласно легенде - первая жена владельца, Вера Бестужева. В этом доме бывал А.Керенский, адвокат из Вольска, ставший впоследствии премьер-министром Временного Правительства. Здание выдержанно в строгом стиле с использованием греческого меандра над окнами первого этажа и ростверков по цоколю. Отсутствие явных признаков одного стиля позволяет причислить это здание к стилю смешений - Эклектике. Вид здания с момента постройки и доныне остался неизменным.

 

Особняк Скворцова
Название

 

Доходный дом Левковича

Доходный дом Левковича сохранился в первозданном виде, фасад находится в плачевном состоянии. В 1907 году по проекту уже известного нам саратовского архитектора Юрия Терликова был построен дом для Исаака Левковича, владельца нескольких табачных фабрик, мукомольной мельницы и маслобойного завода. Архитектура здания выдержанна в ставшем модным в начале 20-ого века стиле Эклектика, содержит в себе элементы классических треугольных портиков над окнами и фризом, витыми пилястрами с капителями, лепниной в стиле барокко, английскими рустами первого этажа и кованой решеткой в стиле Модерн на балконе третьего этажа.

 

Доходный дом Левковича
Доходный дом Левковича

 

Особняк Ивана Шмидта

Особняк мукомола Ивана Шмидта построен в 1912 году по проекту архитектора К.А.Дулина. Внешний вид здания содержит элементы романского стиля и украшен элементами барокко, что так же позволяет отнести здание в стиль Эклектика. Парадный вход, украшенный фигурами львов, спрятан от прохожих за глухими воротами. В настоящее время в здании находится Центр поддержки одарённых детей.

 

Особняк Ивана Шмидта
Особняк И.П. Шмидта — Саратов, улица Волжская, 32

 

Особняк Ивана Шмидта вид внутри
Особняк Ивана Шмидта вид внутри

Дом «ЖИЛКООПСОЮЗА» — Саратов, улица Волжская, 34

На фото с особняком Ивана Шмидта просматривается массивный элегантный дом советского периода - дом Жалкоопсоюза, построенный по проекту архитектора Ф.Леонгардта в 1940-х годах. Углы дома скруглены, парапеты украшены барельефами сцен советской жизни. Классические граненые пилястры с коринфскими капителями, строгие фризы, сочетание песочного цвета с белым цветом пилястр выдает классический стиль, изогнутые углы здания являются элементами модерна, барельефы под окнами и верхнее панно характерны для барокко. Получается советская эклектика.

Дом Жилкоопсоюза
Дом Жилкоопсоюза

Дом Судоремзавода

Проект для строительства дома Судремонтзавода для проживания работников был разработан архитектором Э.Петрушко в 1951 году, и в нём уже чувствуется присутствие масштабности сталинского Ампира - массивность и необычная компоновка здания с центральным помпезным входом и двумя мощными крыльями, многочисленные русты первых трех этажей, рустирование верхних этажей, массивные балконы с баллюстрадами, элементы декора на парапете здания. Рустированные стены были выполнены двуцветными, в наше время сохранилась однотонная раскраска.

 

Дом Судоремзавода
Дом Судоремзавода построен в 1956 году

Дом Судоремзавода в наше время
Дом Судоремзавода в наше время

 

Саратовский академический театр оперы и балета

Пожалуй, наибольший интерес представляет Саратовский академический театр оперы и балета. Своим появлением он обязан забаве губернатора, охочего до увеселений. Его стараниями появляется первое подобие театра, больше напоминавшего небольшой балаган с труппой из крепостных. Самое здание тоже ничем не выделялось из окружающих построек, больше напоминая сарай, хоть и выдержанный в строгом классическом стиле. Однако, идея оказалась удачной и сам театр стал постоянно развиваться, да так, что вскоре премьеры его стали идти с непременным аншлагом.

старый Саратовский академический театр оперы и балета
старый Саратовский академический театр оперы и балета

В результате было принято решение о строительстве нового здания на месте прежнего, что и было осуществлено в 1860 году. К сожалению (а может и к счастью) простояло новое здание всего два года, после чего сгорело дотла. Так, благодаря пожару через пять лет город получил каменное здание театра, возведенное по проекту архитектора К.В.Тидена, хотя данный факт часто оспаривается в пользу другого архитектора - А.М.Салько. Фасад здания по стилю часто сравнивали с венским театром. Данная постройка не дошла до нашего времени в первозданном виде, так как в 1962 году под предлогом косметического ремонта здание подверглось полной перестройке.  


современный Саратовский академический театр оперы и балета

Еще более мощный толчок в развитии Саратова был связан с бурным развитием пароходства с 1820 до середины XIX века. Открываются многочисленные пароходные товарищества и конторы, через порт проходят огромные грузопотоки и денежные средства. Тот факт, что к революции 1917 года здесь было зарегистрировано порядка 655 судов разных классов, говорит уже о много. Город занимает первое место в Российской Империи по производству муки. Но не только по объемам, но и по качеству. Товарный знак саратовской муки становится узнаваемым брендом даже в Америке. Также впереди России всей Саратов был по производству масла подсолнечника и горчицы. Стоит ли говорить о том, что еще большим катализатором роста стало строительство железной дороги в 1871 году. Как следствие - город застраивается особняками коммерсантов (купцов) и промышленников. Активно развивается литейная промышленность и обработка металла. Саратов входит в число самых богатых, обустроенных городов России с прекрасной архитектурой. 


Пристань

современная Пристань Саратова
современная Пристань Саратова

Крытый рынок Саратова

Торговля в Саратове достигла пика своего развития в 1916 год, которое ознаменовалось строительством Крытого рынка в стиле модерн (архитектор - В.А.Люкшин), который смог сохраниться до наших дней, вызывая неподдельный восторг у гостей города. Предложенный проект был весьма революционным для той поры. Даже большая часть материалов очень редко использовали в то время при возведении подобных сооружений. Также, не совсем обычным было использование стальных ферм и каркаса.


Крытый рынок начала XX века

Для создания ощущения легкости было использовано довольно много стекла, в сочетании с железобетоном которое смотрелось весьма гармонично. Большое внимание было уделено внешней отделке, над которой трудилась целая группа известных скульпторов. Помогали в оформлении и студенты местного рисовального училища. Даже часы для фасада были установленные не какие-нибудь, а из мастерской Павла Буре. Сочетание амбиций и трепетного отношения к каждой детали не пропало даром и иначе как шедевром начала XX века это здание не называют.


Крытый рынок. Современный вид.

 

Саратов - один из первых город Российской Империи, где появилось трамвайное сообщение. Вслед за развитием промышленности повышается и культурный уровень. В городе возводятся здания общественного и культурного назначения. Город получает неофициальный статус столицы Поволжья и удерживает его вплоть до конца 20-х годов XX столетия.

Радищевский музей

Одним из знаковых событий в культурной жизни Саратова становится открытие художественного общедоступного музея (Радищевского музея), который был спроектирован И.В.Штромом.

открытие Радищевского музея
открытие Радищевского музея

Весьма интересно, что проект нового музея утверждал не кто иной, как будущий император Российской Империи и даже пополнил экспозицию из собственного собрания. По количеству посетителей Радищевский музей смог обогнать даже Третьяковскую галерею (в шесть раз больше в год открытия). Это одно из немногих зданий дореволюционной постройки, которое использовалось по назначению всю историю своего существования. Именно поэтому облик сохранился вплоть до наших дней и продолжает восхищать любителей старины и искусства.


Радищевский музей

 

Консерватория Саратова имени Л.В.Собинова

Не менее интересным архитектурным наследием стало здание музыкального училища (позднее консерватории), возведенное в 1902 году по проекту А.Янга. Неказистое строение в местных газетах начали называть хлебным элеватором, сравнивая с зданием малой мельницы Шмидта, вследствие чего местная управа объявила конкурс на улучшение вида здания и подала заявку на преобразование музыкального училища в консерваторию. Конкурс выиграл Семён Каллистратов, работавший до этого в Новороссийске.

Консерватория Саратова старое здание
Консерватория Саратова старое здание

. Во время войны башни консерватории, служившие отличным ориентиром немецким летчикам, урезают для маскировки.

Консерватория Саратова в годы войны.jpg
Консерватория Саратова в годы войны

Восстановление исторического вида было осуществленно лишь в 1975 году. В таком виде строение и дошло до наших дней. На фоне всего города консерватория весьма сильно контрастирует, так как выполнено в нетипичном для волжских широт неоготическом стиле. В различных источниках можно довольно часто встретить упоминание о том, что здание это является неформальным символом города. В самом деле, несколько непривычно видеть кусочек Баварии или Голландии в самом сердце России.


Консерватория Саратова

Что интересно, реконструкция Каллистратова в 1912 году затронула лишь те фасады, которые выходили на улицы, слишком большая смета не позволила перелицевать все здание. Для любопытных до наших дней сохранилась облицовка и старый вид здания архитектора А.Янга со стороны двора.

Консерватория Саратова вид со двора
Консерватория Саратова вид со двора

Саратовский университет

Другим важным событием стало открытие университета в 1909 году, построенного по проекту К.М.Мюфке. Он вошел в число 12-ти императорских университетов России.

Саратовский Университет
Саратовский Университет

Своим появлением он во многом обязан бывшему губернатору города Петру Столыпину. Надо, однако, отметить, что К.М.Мюфке разрабатывал не весь проект, а только анатомический театр. Разработку проекта физического корпуса перетянуло на себя Министерство народного просвещения, что было связано с желанием получить часть средств, выделенных для проектирования и постройки университета. Тем не менее, развитие и строительство отдельных корпусов проекта, а также всего ансамбля в целом заняло довольно длительный период. Так, последний, 10 корпус был сдан в 1999 году, через 90 лет после открытия университета.

Открытие 10-ого корпуса Саратовского Университета
Открытие 10-ого корпуса Саратовского Университета

В целом же, не смотря на упорные попытки ограничить бюджет и выстроить нечто простое, казарменного типа, в итоге предстала прекрасная архитектурная работа, в которой отмечался прекрасный стиль всего ансамбля, включавшего как учебные корпуса, так и пространство между ними.


Саратовский университет

Второй волной бурного развития города можно назвать период Великой Отечественной войны. В эти трудные годы в Саратов было эвакуировано большое количество промышленных и оборонных предприятий, а также госучреждений. Некоторые из них так и остались в городе даже после окончания войны.

Послевоенный период не слишком обогатил архитектурное наследие Саратова. Как и во всем Советском Союзе, здесь развернулось строительство однотипных многоквартирных домов, в которых не отражалась ни история, ни архитектурные особенности города.

Современная архитектура Саратова

Из современных построек можно выделить жилой дом на пересечении улиц Мичурина и Чапаева. При его возведении весьма практично и в то же время элегантно были использованы современные конструкционные и строительные материалы - даже стеклопакеты идеально вписались в общую концепцию. Также интересно то, что дом одинаково интересно смотрится практически с любого ракурса. Также интересно решение для угловых квартир, а именно для балконов, которые, по сути, послужили дополнительным инструментом для формирования всего облика здания. Что уж не совсем обычно для современной архитектуры - размещение панно (автор Р.Куприянов), да не просто с абстрактными фигурами, а с портретами прославленных горожан.


Дом на пересечении улиц Мичурина и Чапаева

Также относительный интерес могут представлять бизнес-центры Саратова. К сожалению, большая часть из них не представляет особого интереса с точки зрения сочетания традиций и возможностей, которые предоставляют современные технологии и конструкционные материалы. Скажем прямо - почти все они безлики и однотипны. Из всего нагромождения стекла и бетона можно выделить один из них, а именно "Ильинская площадь". Здание построено в 2010 году. Основной материал - армированный бетон и стекло. 18 этажей типового проекта. Не совсем понятно, как власти города могли допустить столь шаблонные решения. Остается надеяться, что ситуация будет исправлена в лучших традициях меценатов и коммерсантов начала XX века, когда большие деньги влекли еще и ответственность перед горожанами.


Бизнес-центр "Ильинская площадь"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
3 + 11 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.