Старинный город Саратов известен не только благодаря мелодичной песне об огнях и любви к женатому парню, но и своей неповторимой архитектуре. Впрочем, и история этого города занимает достойное место в истории России.

Начало своей истории этот славный российский город начал в 1590 году во времена Федора Блаженного. Примечательно, что на месте будущего города раньше находилось стойбище Золотой Орды. Вот так, на месте вражеского оплота появилась крепость. Может быть, благодаря этому, в архитектуре города нет-нет да проскакивают восточные мотивы. Хотя, тоже стойбище тоже не появилось на пустом месте, ведь еще в глубокой древности здесь были поселения, относящиеся ко времени бронзового века, что очень красноречиво говорит о том, что место это издревле притягивало людей.

Дальнейшая история города не менее насыщена событиями. Так, в 1614 году все деревянные постройки Саратова были уничтожен огнем, а уже в 1617 году он был отстроен заново. Город постоянно находился в кольце далеко недружественных племен. В 1674 году он был перенесен, дабы укрепить обороноспособность. Надо ли говорить, что Саратов выживал в условиях непрекращающихся набегов разбойников всех мастей - от кочевых племен, до казацкой вольницы. Огнем и мечом по нему прошлись Степан Разин и Булавин.


Свято-Троицкий собор

Именно к этому времени относится возведение одной из жемчужин Саратова - Свято-Троицкого собора. При его проектировании в стиле московского борокко, для той эпохи, конечно, были реализованы достаточно смелые и новые идеи, что пошло только на пользу данному памятнику архитектуры. Собор пережил несколько реконструкций и даже пристройку (колокольню). Как и многие церковыне постройки в советское время использовался и под склад и под мастерские.  Эксперты считают, что данная постройка является одной из самых старых (из сохранившихся) на волжских берегах между городами Астрахань и Казань.


Свято-Троицкий собор

Другое старинное церковное здание тех лет тоже имеет довольно интересную историю, хотя с точки зрения архитектуры намного уступает Собору. Это Дом причта Казанской церкви. К сожалению, время не слишком пощадило эту постройку. Интересна же она тем, что согласно некоторым старинным источникам, первоначально это была небольшая деревянная церковь, которую разобрали и перенесли на другой берег Волги, где она и сгорела во время одного из самых сильных пожаров, охвативших весь город. Однако, на том же самом месте была возведена каменная церковь. В начале XIX века здание вновь выгорает. Полное восстановление было завершено лишь 1911 году. Последний удар был нанесен этому многострадальному строению в 30-е годы прошлого века. В результате от некогда прекрасного здания уцелела лишь небольшая пристройка.


Дом причта Казанской церкви

Вздохнуть от постоянной угрозы разорения город смог только при Петре I. Это стало возможным не только благодаря усилению гарнизона и армейской реформе, но и постройке новых оборонительных сооружений.

Наиболее сильное развитие город начал в 1747 году, когда Саратов стал, по сути, перекрестком торговли солью и рыбой. В 1766 году началась новая веха в истории города, которая наложила отпечаток на его архитектуру - город стал центром управления немецкими колонистами.


Старый Саратов

Следующим важным этапом в развитии города и его архитектуры можно назвать становление Саратова как столицы Саратовской губернии в 1780 году и как центра Саратовского наместничества в 1780 году (через 6 лет после изгнания из него войска Емельяна Пугачева). Именно с этого времени начинается бурное развитие города и, как следствие, строительства  большого количества каменных зданий. В городе открывается народное училище, открывается больница, типография, а немного времени спустя гимназия, театр и соборы. Примечательно, что строительство велось по специально разработанному плану, рассчитанному аж на сто лет. В нем было распределение мест не только для строительства общественных, но и жилых зданий. Также, Саратов становится неофициальной столицей поволжских немцев, благодаря чему в архитектурный облик города постепенно привносятся некоторые черты псевдоготического стиля.


Гостинный двор

После победы в Отечественной войне 1812 года в Саратов было сослано большое количество пленных французских солдат и офицеров. Многие из них впоследствии так и остались здесь, внеся свою небольшую лепту в архитектурный облик города. Как напоминание о событиях тех лет в городе был построен Александро-Невский Кафедральный собор (Храм Александра Невского). К сожалению, время не пощадило этот памятник архитектуры, но, по многочисленным свидетельствам того времени, это было одно из прекраснейших зданий Саратова. Состоял он, по сути, из двух сооружений - самого Собора и колокольни. Первый проектировал В.П. Стасов, а вторую - Г.В. Петров. Это были не первые проекты. До этого был предложен совершенно иной вариант архитектором В.И. Сурановым. Он был отклонен из-за посредственности. Саратов, чья слава и развитие росли ускоренными темпами, нуждался в храме под стать своим устремлениям. Полное завершение Храма несколько затянулось по двум причинам - воровство губернатора и ошибки в расчетах, из-за которых в 1822 году рухнул свод. Завершить строительство во многом удалось благодаря большим частным пожертвованиям. Эпоха социализма довольно жестко прошлась по замечательному памятнику архитектуры - в нем размещали клуб, планировали открыть летний театр, но, в конце концов, в 30-х годах просто снесли.  


Храм Александра Невского

В последующие годы в Саратове появляются здания тюремного замка, полицейских участков, приходских училищ, публичной библиотеки, табачной фабрики, целого ряда заводов - от кирпичного до колокольного. Пожалуй, наибольший интерес представляет Саратовский академический театр оперы и балета. Своим появлением он обязан забаве губернатора, охочего до увеселений. Его стараниями появляется первое подобие театра, больше напоминавшего небольшой балаган с труппой из крепостных. Самое здание тоже ничем не выделялось из окружающих построек, больше напоминая сарай. Однако, идея оказалась удачной и сам театр стал постоянно развиваться, да так, что вскоре премьеры его стали идти с непременным аншлагом. В результате было принято решение о строительстве нового здания на месте прежнего, что и было осуществлено в 1860 году. К сожалению (а может и к счастью) простояло новое здание всего два года, после чего сгорело дотла. Так, благодаря пожару через пять лет город получил каменное здание театра, возведенное по проекту архитектора К.В.Тидена, хотя данный факт часто оспаривается в пользу другого архитектора - А.М.Салько. Фасад здания по стилю часто сравнивали с венским театром. Данная постройка не дошла до нашего времени в первозданном виде, так как в 1962 году под предлогом косметического ремонта здание подверглось полной перестройке.  


Саратовский академический театр оперы и балета

Еще более мощный толчок в развитии Саратова был связан с бурным развитием пароходства с 1820 до середины XIX века. Открываются многочисленные пароходные товарищества и конторы, через порт проходят огромные грузопотоки и денежные средства. Тот факт, что к революции 1917 года здесь было зарегистрировано порядка 655 судов разных классов, говорит уже о много. Город занимает первое место в Российской Империи по производству муки. Но не только по объемам, но и по качеству. Товарный знак саратовской муки становится узнаваемым брендом даже в Америке. Также впереди России всей Саратов был по производству масла подсолнечника и горчицы. Стоит ли говорить о том, что еще большим катализатором роста стало строительство железной дороги в 1871 году. Как следствие - город застраивается особняками коммерсантов (купцов) и промышленников. Активно развивается литейная промышленность и обработка металла. Саратов входит в число самых богатых, обустроенных городов России с прекрасной архитектурой. 


Пристань

Торговля в Саратове достигла пика своего развития в 1916 год, которое ознаменовалось строительством Крытого рынка в стиле модерн (архитектор - В.А.Люкшин), который смог сохраниться до наших дней, вызывая неподдельный восторг у гостей города. Предложенный проект был весьма революционным для той поры. Даже большая часть материалов очень редко использовали в то время при возведении подобных сооружений. Также, не совсем обычным было использование стальных ферм и каркаса.


Крытый рынок начала XX века

Для создания ощущения легкости было использовано довольно много стекла, в сочетании с железобетоном которое смотрелось весьма гармонично. Большое внимание было уделено внешней отделке, над которой трудилась целая группа известных скульпторов. Помогали в оформлении и студенты местного рисовального училища. Даже часы для фасада были установленные не какие-нибудь, а из мастерской Павла Бурэ. Сочетание амбиций и трепетного отношения к каждой детали не пропало даром и иначе как шедевром начала XX века это здание не называют.


Крытый рынок. Современный вид.

 

Саратов - один из первых город Российской Империи, где появилось трамвайное сообщение. Вслед за развитием промышленности повышается и культурный уровень. В городе возводятся здания общественного и культурного назначения. Город получает неофициальный статус столицы Поволжья и удерживает его вплоть до конца 20-х годов XX столетия.

Одним из знаковых событий в культурной жизни Саратова становится открытие художественного общедоступного музея (Радищевского музея), который был спроектирован И.В.Штромом. Весьма интересно, что проект нового музея утверждал не кто иной, как будущий император Российской Империи и даже пополнил экспозицию из собственного собрания. По количеству посетителей Радищевский музей смог обогнать даже Третьяковскую галерею (в шесть раз в год открытия). Это одно из немногих зданий дореволюционной постройки, которое использовалось по назначению всю историю своего существования. Именно поэтому облик сохранился вплоть до наших дней и продолжает восхищать любителей старины и искусства.


Радищевский музей

 

Не менее интересным архитектурным наследием стало здание консерватории, возведенное в 1902 году по проекту А.Янга. Первоначально в нем размещалось музыкальное училище, однако в скором времени получило статус консерватории и было довольно значительно перестроено под руководством А.Каллистратова. В таком виде строение и дошло до наших дней. На фоне всего города консерватория весьма сильно контрастирует, так как выполнено в нетипичном для волжских широт неоготическом стиле. В различных источниках можно довольно часто встретить упоминание о том, что здание это является неформальным символом города. В самом деле, несколько непривычно видеть кусочек Баварии или Голландии в самом сердце России.


Консерватория

Другим важным событием стало открытие университета в 1909 году, построенного по проекту К.М.Мюфке. Он вошел в число 12-ти императорских университетов России. Своим появлением он во многом обязан бывшему губернатору города Петру Столыпину. Надо, однако, отметить, что К.М.Мюфке разрабатывал не весь проект, а только анатомический театр. Разработку проекта физического корпуса перетянуло на себя Министерство народного просвещения, что было связано с желанием получить часть средств, выделенных для проектирования и постройки университета. Тем не менее, развитие и строительство отдельных корпусов проекта, а также всего ансамбля в целом заняло довольно длительный период. Так, последний, 10 корпус был сдан в 1999 году, через 90 лет после открытия университета. В целом же, не смотря на упорные попытки ограничить бюджет и выстроить нечто простое, казарменного типа, в итоге предстала прекрасная архитектурная работа, в которой отмечался прекрасный стиль всего ансамбля, включавшего как учебные корпуса, так и пространство между ними.


Саратовский университе

Второй волной бурного развития города можно назвать период Великой Отечественной войны. В эти трудные годы в Саратов было эвакуировано большое количество промышленных и оборонных предприятий, а также госучреждений. Некоторые из них так и остались в городе даже после окончания войны.

Послевоенный период не слишком обогатил архитектурное наследие Саратова. Как и во всем Советском Союзе здесь развернулось строительство однотипных многоквартирных домов, в которых не отражалась ни история, ни архитектурные особенности города.

Из современных построек можно выделить жилой дом на пересечении улиц Мичурина и Чапаева. При его возведении весьма практично и в то же время элегантно были использованы современные конструкционные и строительные материалы - даже стеклопакеты идеально вписались в общую концепцию. Также интересно то, что дом одинаково интересно смотрится практически с любого ракурса. Также интересно решение для угловых квартир, а именно для балконов, которые, по сути, послужили дополнительным инструментом для формирования всего облика здания. Что уж не совсем обычно для современной архитектуры - размещение панно (автор Р.Куприянов), да не просто с абстрактными фигурами, а с портретами прославленных горожан.


Дом на пересечении улиц Мичурина и Чапаева

Также относительный интерес могут представлять бизнес-центры Саратова. К сожалению, большая часть из них не представляет особого интереса с точки зрения сочетания традиций и возможностей, которые предоставляют современные технологии и конструкционные материалы. Скажем прямо - почти все они безлики и однотипны. Из всего нагромождения стекла и бетона можно выделить один из них, а именно "Ильинская площадь". Здание построено в 2010 году. Основной материал - армированный бетон и стекло. 18 этажей типового проекта. Не совсем понятно, как власти города могли допустить столь шаблонные решения. Остается надеяться, что ситуация будет исправлена в лучших традициях меценатов и коммерсантов начала XX века, когда большие деньги влекли еще и ответственность перед горожанами.


Бизнес-центр "Ильинская площадь"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
5 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.